Беседовал Николай Шилов
Редактор Татьяна Дьяченко
В этом году свой юбилей отмечает Татьяна Игоревна Волковская. Татьяна Игоревна 45-й год работает в нашей музыкальной школе, 35 из которых заведует учебно-воспитательной частью. Ее преданность школе и искренний интерес к своему делу вызывают глубочайшее уважение и зажигают искры в сердцах ее учеников.
Вы не только преподаете, но и руководите учебной частью. Как эти две ипостаси сочетаются между собой, помогают ли они друг другу?
Конечно, помогают. Мне было бы не интересно заниматься только педагогической работой, всегда хочется больше. В 1986 году мне предложили стать завучем школы. Это было неожиданно, и поначалу я боялась. Постепенно вникала. Когда школа получила это здание (прим. - в 1995 году школа получила отдельное здание - при поддержке Главы администрации Московского района Сергея Васильевича Гладышева) учебный процесс пришлось налаживать с нуля. Это было ново и интересно!
Что Вы считаете самым сложным в работе?
Сейчас уже все не очень сложно (смеется). Все идет по накатанной.
Отличается ли современный ученик от ученика прошлых лет?
Да, отличается, причем очень сильно. Изменилось мировоззрение не только взрослых, но и детей. Раньше ученики были более спокойные, уравновешенные. Когда я работала в вечерней школе, ребята приходили учиться девяти-десятилетними и учились пять лет, редко кто бросал школу. А сейчас дети в 10 лет много чем занимаются, и поэтому их внимание более разбросанное. Возможно, они более эрудированные, но сосредоточиться на чем-то одном не всегда получается. Ребята, которые приходят к нам в школу с раннего возраста, вливаются в учебный процесс гораздо быстрее и остаются до окончания своего восьмилетнего курса. С одной стороны, это очень долго, а с другой, такой длительный процесс важен для воспитания личности.
Наши ученики участвуют в конкурсах. Насколько, по-Вашему, важны конкурсы в становлении музыканта?
Это очень важно. Ученик, который воспитывается без конкурсов, меньше видит, меньше слышит и меньше вникает в творческий процесс. Уроки и зачеты постепенно превращаются в рутину, а когда ребенок участвует в конкурсах, у него есть возможность оценить, как играют другие. Часто дух соревнования захватывает ребенка и мотивирует его на новые поиски. Ученик начинает лучше заниматься, больше слушать музыку, становится более организованным.
Во время пандемии приходилось проводить уроки дистанционно. Как думаете, это временное явление, связанное с внешними обстоятельствами, или у этой альтернативы есть будущее?
Современный мир не может не влиять на людей. Апрель и май мы занимались дистанционно. Было сложно, особенно для детей младших классов, потому что они еще не умеют владеть инструментом, не умеют правильно сидеть, ставить руки, ноги. С ребятами постарше чуть легче, но и в работе с ними есть свои минусы. Зачастую гаджеты не передают звучание инструмента, градацию звуков, форте и пиано зачастую не слышно вообще. Таким образом, на дистанционном обучении работать над музыкальным звуком практически невозможно. С другой стороны, этот весенний опыт помогает работать в современных вынужденных обстоятельствах.
Многие семьи сейчас сидят на карантине. Музыкальный учебный процесс продолжается – нужно учить произведения, сдавать зачеты, и здесь помогает удаленный формат работы. Но если дистанционное обучение продлится долгое время, то последствия будут непредсказуемыми.Какие качества наша школа старается привить ученикам?
В первую очередь, культуру. Культуру поведения, культуру восприятия искусства. Не все пойдут в музыкальное училище и будут преподавать. Но быть культурным музыкантом-слушателем – это необходимое качество для любого человека. Мне кажется, что музыкой должны заниматься все (улыбается).
Как Вы думаете, что позволяет нашей школе поддерживать статус не совсем обычной музыкальной школы, ориентированной на эстрадно-джазовое направление?
Во-первых, стремление нашего директора Владимира Александровича Бунегина к тому, чтобы школа была незаурядной, интересной не только для внешнего мира, но и для нас внутри учреждения. Преподаватели на это с удовольствием отзываются, занимаясь с учениками эстрадой и джазом. Эти направления делают общий музыкальный фон увлекательнее. Репертуар не ограничивается одной классикой, как это было принято раньше в музыкальных школах. Такое разнообразие интереснее не только для детей, но и для родителей.
В нашей школе проходит много интересных мероприятий. Например, конкурсы «Весенний джаз» и «Веселый аккордеон». На первый съезжаются городские и областные исполнители, а во втором участвуют музыканты со всей России и зарубежья – Украины, Белоруссии… Это не просто конкурс, это огромное событие для школы, города и области.
Какие советы Вы дали бы родителям первоклассников и выпускников?
Когда ребятки приходят в первый класс, их нагрузка резко возрастает: к общеобразовательной школе и кружкам добавляются занятия в музыкальной школе. Я советую родителям не пугаться такой нагрузки - нужно вникнуть, и грамотно распределить время. Может быть, кто-то и уйдет. Но основная масса обязательно останется. С начала этого учебного года к нам поступили шестьдесят первоклассников, и пока никто не выбыл.
Выпускной класс играет важную роль не только в становлении юного музыканта, но и формировании личности человека. Для многих экзамены в музыкальной школе являются первым испытанием в жизни. Это не просто рядовой экзамен, это жизненная ступенька. Сложно, страшно, но нужно суметь, заставить себя, настроится, перешагнуть и двигаться дальше.
Где Вы берете вдохновение?
В нашей школе (улыбается). Здесь всегда интересно. Преподаватели с удовольствием организуют занимательные мероприятия, в которых участвуют наши талантливые ребята. Это всегда вдохновляет на что-то новое, усталость уходит, возникает масса положительных эмоций.
Как Вы думаете, если бы не музыка, то кем бы Вы стали?
Я никогда не жалела об избранном пути.
Что Вы пожелаете нашей школе в Новом 2021 году?
Нашей школе я пожелаю больших творческих успехов, позитивного настроения, здоровья и сил детям, родителям и преподавателем. Не унывать и двигаться вперед!